20 июл. 2010 г.

Строители "бывшими" не бывают

Жизненный путь экс-главы Госстроя Анвара Шамузафарова и экс-депутата Госдумы Виктора Опекунова

Александр Винницкий

Разобраться в деталях конфликта в Национальном объединении проектировщиков для человека со стороны далеко не просто. Однако вместо долгих пояснений, мы решили нарисовать краткий биографический портрет главных инициаторов «смуты» в Национальном объедении проектировщиков. Как говорится в китайской пословице: «лучше один раз увидеть человека, чем сто раз услышать его имя».

Анвар Шамузафаров прошел интересный жизненный путь: его записывали в «семью» к Борису Ельцину, его подходом к восстановлению разрушенных наводнением домов на Юге России «восхищался» Сергей Шойгу, был в жизни Шамузафарова, хотя в это сейчас сложно поверить, даже публичный конфликт с Владимиром Путиным.

1996 год. По инициативе еще одного героя 90-х, «великого и ужасного» Андрея Вавилова и первого заместителя председателя Госстроя Анвара Шамузафарова «для привлечения внебюджетных средств на жилищные программы» создается Агентство по ипотечно-жилищному кредитованию (АИЖК). Это сейчас АИЖК солидная и уважаемая организация, помогающая ипотечному кредитованию. В 90-е годы все было иначе.

Десятки бюджетных миллиардов лежали на депозитах в коммерческих банках по ставкам ниже рыночных, так как закона об ипотеке тогда не существовало, поэтому АИЖК включилось в игру на рынке ГКО, но совсем неудачно - продало бумаги за неделю до дефолта, а потом так долго не знало, что делать с полученными рублями, что от государственных денег в долларовом выражении вообще мало что осталось.
Небольшая деталь, по данным проверяющих из Счетной палаты, доходы АИЖК с 1996-го по начало 1999 года составили около 23,9 миллиона рублей, но все они были потрачены на содержание аппарата. При этом за три года работы агентство выделило 10 ипотечных кредитов. То есть, каждый заемщик обошелся государству более чем в 1 миллион долларов. А еще выяснилось, что АИЖК, которое так любил Минфин, не имело к государству никакого отношения. Учредителем АИЖК был Национальный фонд жилищной реформы - частная контора, принадлежащая Борису Смирнову, сотруднику и личному другу Анвара Шамузафарова.
Ни Генпрокуратура, ни Счетная палата тогда так и не смогли дать ход делу АИЖК. Летом 1999 года газеты писали, что с помощью Николая Аксененко (тогда первого вице-премьера и без пяти минут преемника Бориса Ельцина) Вавилову удалось добиться смещения Ефима Басина с поста председателя Госстроя. Его место и занял Анвар Шамузафаров, который, естественно, приложил все усилия, чтобы дело тихо скончалось.
В 2001 году после скандального восстановления разрушенного катастрофическим весенним паводком города Ленск в Якутии глава Госстроя Шамузафаров был частым героем газетных публикаций. По настоящему "прославил" главу Госстроя президент Владимир Путин. Он перед телекамерами отбросил план восстановления Ленска после наводнения, принесенный в Кремль Шамузафаровым. "Девять листочков, а готовить потребовалось три недели", - сказал Путин.
2002 год принес новое наводнение – уже на Северном Кавказе и снова Шамузафаров нарвался на недовольство президента. Путин не поверил смете Госстроя, по которой на восстановление затопленных домов в сельской местности на юге требуется столько же денег, сколько для строительства городского жилья.
Вообще до своей отставки в 2002 году Шамузафаров успел поучаствовать в восстановление хозяйства Чечни, программе жилищных сертификатов для военнослужащих, в подготовке празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Шамузафаров, в частности, курировал строительство кольцевой автодороги вокруг города - сначала его планировалось закончить к маю 2003 г. Позже сроки растянулись до 2005 г. Всего расходы ведомства в бюджете этого года записан в размере 4,9 млрд руб.
Другой активный участник конфликта в НОП, Виктор Семенович Опекунов – вице-президент Национального объединения строителей, президент СРО НП «Союзатомстрой», известен как профессиональный лоббист, бывший политик, карьера которого, несмотря на все его старания, не задалась. Противники всегда оказывались на шаг впереди, а проигравший Виктор Семенович отправлялся на поиски нового места.
Например, в 1998 Опекунов был приглашен губернатором Тверской области Владимиром Платовым на работу в администрацию области. Позднее, уже в 2003 году этот губернатор-алкоголик будет отстранен от должности и осужден на 5 лет за превышение полномочий. Однако с 1998 по январь 2000 Опекунов был первым заместителем губернатора Тверской области по экономике и активно готовился занять губернаторское кресло.
Платов несколько раз пытался увещевать не в меру ретивого подчиненного. Но было поздно. Опекунов начал открыто нападать на губернатора и его окружение. Но выборы Опекунов проиграл, хотя кампанию вел смело: некоторые тверские журналисты считали Виктора Семеновича наиболее вероятным победителем конкурса любителей грязных предвыборных технологий "Клоака-99".
Но в большую политику Опекунов все-таки попал, с 1999 по 2007 год был депутатом Государственной Думы РФ, однако депутатская карьера Опекунова закончилась также бесследно, за исключением, пожалуй, одной детали: ему каким-то образом удалось попасть в список криминальных депутатов Госдумы. Виктору Семеновичу приписали бизнес стройматериалов в Санкт-Петербурге, неуплату налогов и коррупцию.

Теперь господин Опекунов возглавляет саморегулируемую организацию «Союзатомстрой», входящую в концерн «Росатом». Все кто хочет поучаствовать в строительстве объектов «Росатома» должны предварительно получить в «атомном» СРО соответствующий допуск за подписью Опекунова.